Методическая копилка

Подготовка выступления  (на семинаре, педсовете и т.д.)

1.      Выберите тему для выступления. Она должна быть конкретной и включать небольшой круг вопросов из опыта работы.

2.      Составьте план выступления и по нему напишите тезисы.

3.      Начните свое выступление с краткого введения, в котором обоснуйте целесообразность выбранной темы, ее актуальность.

4.      Охарактеризуйте условия, в которых формировался опыт: город, район, учреждение, кружок, длительность работы и др.

5.      Раскрывая содержание опыта работы, покажите, как в практической деятельности по конкретной проблеме решались задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса. Выделите то новое, интересное, что есть в данном опыте работы. Покажите, что и как может быть использовано другими педагогическими коллективами из данного опыта работы.

Расскажите, как изучалась результативность работы и как использование данного опыта способствует повышению уровня знаний, умений, навыков кружковцев, их воспитанности, формированию мировоззрения.

6.      Используйте литературу по проблеме не для пересказа, а для углубления и систематизации выводов, полученных в работе.

7.      Иллюстрируйте свое выступление материалами из опыта работы. Это могут быть альбомы, папки с подборкой материалов по определенной теме, фотографии, печатные издания, работы воспитанников и др.

8.      В заключение выступления укажите трудности, которые встретились в ходе работы по данной проблеме, и определите перспективы дальнейшей работы.

 

Обратите внимание! Установлено, что при неторопливом темпе речи выступление на 10 минут должно содержать не более 1300 слов; это приблизительно 6 полных страниц текста, напечатанного на машинке через два интервала.

 

 

При подготовке материала использованы Интернет-ресурсы

 

 

Требования к занятию объединения по интересам

По запросу педагогов

дополнительного образования

 

Требования к занятию объединения по интересам.

Рекомендации для начинающих педагогов

дополнительного образования.

 

Современное занятие объединения по интересам – целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи; это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Общие требования к занятию объединения по интересам:

  • Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей;
  • Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося;
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
  • Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.

Каждое занятие должно быть направлено на достижение цели: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию. Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом; воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др, со стороны педагога- внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах; к развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся.

Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект).

Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся.

Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.

Примерный план занятия может быть следующим:

Дата

Тема

Цель занятия

Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.

Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):

организационный (приветствие, организация внимания учащихся);

подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по теме);

основной (организация продуктивной деятельности учащихся, вид/ы деятельности;

итоговый (подведение итогов, в какой форме);

рефлексия (в какой форме).

Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое).

Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализ занятия. Для этого рекомендуем ответить (самому себе) на следующие вопросы:

- добился ли я цели, которую ставил

- какова была атмосфера занятия

- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения

- насколько эффективны были применяемые методы и приемы

- как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность учащихся

- каково настроение учащихся после занятия

- как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач).

Алгоритм подготовки педагога к занятию:

  1. Анализ предыдущего занятия (см. выше).
  2. Моделирование последующего занятия.
  3. Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
  4. Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов).

 

Желаем успехов!

Источник: http://method.nchtdm.by/v_pomow_pedagogu/

 

Модель профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования

Модель профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования можно предоставить в следующей схеме:

 

Профессиональная компетентность

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики уровней

Методы диагностики

1

2

3

4

5

Специальные знания в определенной предметной области

Способы деятельности в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, использование имеющегося педагогического опыта в практической деятельности

Низкий

Знания в области педагогики носят односторонний характер; не владеет новыми технологиями, не обладает опытом работы; не стремится к саморазвитию.

Анализ деятельности педагога; экспертная оценка; результаты тестов, открытые и итоговые занятия; аттестации.

 

 

Средний

Использует традиционные технологии, занятия проводятся по шаблону, стереотипно, воспроизводит чужой опыт без инициативы

 

 

 

Высокий

Обладает разносторонними знаниями и опытом педагогической деятельности; стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, творчески трансформирует опыт коллег; использует разнообразные методики и технологии

 

 

 

Очень высокий

Имеет высокую результативность педагогической деятельности; использует инновационные методы и технологии; участвует в проектах и инновационной деятельности; постоянно совершенствует педагогическое мастерство; уровень профессиональной компетенции «мастер-класс».

 

  

Психолого-педагогические компетенции

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики уровней

Методы диагностики

1

2

3

4

5

Знание основ педагогики, возрастной психологии

Умение применять психолого-педагогические знания на практике

Низкий

Знания в данной области односторонни, не владеет современными методами, не стремится к саморазвитию в данной области.

Опросник; вопросник для педагога для самоанализа деятельности;

 

Владение принципами педагогической деятельности

 

 

 

Знание диагностических методик; знание индивидуальных особенностей своих учащихся.

Умение самостоятельно разрешать педагогические ситуации

Средний

Используются традиционные методы и технологии;

 

Создание комфортной психологической атмосферы на занятиях объединения по интересам

 

Высокий

Обладает разносторонними знаниями в области возрастной психологии; владеет приемами лично ориентированными подходами в разных возрастных группах, умеет создавать творческую, комфортную атмосферу; совершенствовать свои знания; саморазвитие.

 

 

 

Очень высокий

Владеет различными психолого-педагогическими технологиями, широко использует свои знания в практической деятельности с учащимися, родителями; совершенствует свое мастерство

 

  

Коммуникативные способности

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики уровней

Методы диагностики

1

2

3

4

5

Позитивное отношение к учащимся

Способы и методы воспитательной работы; атмосфера в коллективе

Низкий

Авторитарный стиль общения; на занятиях – атмосфера эмоционального напряжения; не развита способность  

Анкета “самооценка поведения педагога”; тест конфликтности, анкета для администрации, оценивающей коммуникативную культуру педагога;

анализ деятельности педагога; экспертная оценка; результаты тестов; открытые и итоговые занятия; аттестация; опросник; вопросник для педагога для самоанализа деятельности; анкета для администрации; тестирование; социометрия; анкета для родителей

Способность к сотрудничеству с родителями, коллегами, администрацией

Стиль взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами

Средний

Педагог владеет компонентами коммуникативной культуры, но не всегда может самостоятельно решить проблемные ситуации в сфере общения; преобладает позитивное отношение к учащимся, доминирует система поощрений, стремление к сотрудничеству

Способность оказать адресную помощь ребенку

Способность к эмпатии; речевая культура

Высокий и очень высокий

Педагог стремится к продуктивному сотрудничеству во всех сферах; конструктивное разрешение конфликтов в сфере общения; бережное отношение к личности ребенка; стабильно позитивное отношение к детям; высокий образец речевой культуры; умеет создать творческую, комфортную атмосферу; совершенствует свои знания; саморазвитие

Умение вести педагогическое наблюдение

Позитивный имидж педагога

 

 

 

  

Организаторские способности. Культура управления

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики уровней

Методы диагностики

1

2

3

4

5

Организация собственной деятельности

Умение организовать собственную деятельность; умение планировать, координировать деятельность учащегося, включать родителей в педагогический процесс; умение анализировать и обобщать результаты деятельности; умение рационально сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы деятельности; умение соотносить управленческие и исполнительские функции

Низкий

Отсутствие организаторских умений; функции исполнителя выполняются не в соответствии с должностными обязанностями

Анкета для администрации и педагога по оценке организаторских способностей; тест.

Анкета-опросник для учащихся “Наш коллектив”; анализ администрацией исполнительской дисциплины

Исполнительские функции

 

Средний

Педагог хорошо выполняет исполнительские функции; работает по алгоритму , без иннициативы.

Планирование и контроль, проверка; организация деятельности учащегося на занятиях по интересам

 

Высокий

Обладает всеми выявленными компонентами организации культуры

  

Творческая активность

Показатели

Критерии

Уровни

Характеристики уровней

Методы диагностики

1

2

3

4

5

Инициатива, продуцирование и разработка новых идей; позитивное отношение к инновациям; включенность в исследование, экспериментальная деятельность

Способность к творческому осмыслению имеющегося педагогического опыта и его трансляции

Низкий

Мышление стандартно; нет инициативы; педагог закрыт к инновациям; негативно относится к нововведениям; не стремится к поиску

Анализ творческих достижений педагога и учащегося; тесты; педагогическая оценка творческих способностей личности

 

Способность мотивировать творческую активность учащегося

Средний

Профессиональная инициатива зависит от ситуации; использует позитивный опыт с элементами творчества

 

Нестандартность педагогического мышления

Высокий

Педагог-экспериментатор, открыт к инновациям, изучает и использует новые технологии, творчески перерабатывает имеющийся опыт; стремится к саморазвитию и творчеству

  

Личностные качества педагога

Основу профессиональный направленности личности педагога дополнительного образования составляют:

  • любовь к детям, интерес к их внутреннему миру, принятие позиции ребенка, родителя, коллеги; эмпатия;
  • нравственность, чувство моральной ответственности, гражданская позиция;
  • позитивная направленность педагога на воспитательную деятельность; единство обучения и воспитания;
  • любовь к своей профессии и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации.

  

В чертах характера отражается отношение человека к другим людям, к себе, к труду. Характер – инструмент личности, поэтому успешной педагогической деятельности способствуют также такие черты характера как: оптимизм, доброжелательность, искренность, чуткость, эмоциональная уравновешенность, справедливость, самокритичность, рефлексия, чувства юмора, такт, терпеливость и порядочность (список можно продолжить).

  

Результативность деятельности педагога дополнительного образования

Ее показателями являются:

  • позитивное отношение учащихся к предметной области и педагогу;
  • успешное освоение учащихся программы объединения по интересам и желание продолжить обучение по данному направлению (виду) деятельности, т.е. включенность в непрерывный процесс дополнительного образования;
  • достижения учащихся в различного уровня смотрах, конкурсах, выставках,  соревнованиях и т.д.;
  • сохранность контингента учащихся;
  • личностные достижения педагога; успешная аттестация и постоянное стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

  

Для педагога дополнительного образования очень важно владеть методом самооценки собственного уровня компетентности. В данной модели профессионально значимых качеств дана попытка привести в систему необходимые профессиональные знания и умения, способности и личностные качества педагога дополнительного образования. Используя предложенные показатели и их критерии, уровни и характеристики, методы диагностики, можно самостоятельно “нарисовать свой портрет”, отследить и определить собственный квалификационный уровень и качество профессиональной деятельности. Цель такого самоанализа – конструктивное изменение отношения педагога к педагогической деятельности, себе, учащимся.

Этот самоанализ поможет педагогу в подготовке к очередной аттестации по повышению квалификационной категории.

 

Литература

  1. Барышева Т.А. и др. Процесс непрерывности в системе дополнительного образования / Т.А.Барышева и др. –к разработке концепции развития

ДДТЮ –СПб. – РИО «Свет» – 1997.

  1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х т/П.П.Блонский – М.-Педагогика –1979.
  2. Васильченко Н.В. Деятельность методической службы учреждения дополнительного образования /А.В.Васильченко // Выхаванне ідадатковая адукацыя. –2013. –№2.
  3. Ивановская Л.В. Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования / Л.В.Ивановская // Методист. –2011–№4.
  4. Сизова О.А. Формирование профессионально значимых качеств педагога дополнительного образования /О.А.Сизова // Внешкольник. –2013 –№2.
  5. Трусь А.А. Индивидуальный управленческий стиль /А.А.Трусь // Адукацыя і выхаванне. –2013.–№3.

Ямбург Е.А. Дополнительные компетенции педагога, необходимые для продуктивного взаимодействия со службой сопровождения детей /Е.А.Ямбург // Народное образование. – 2013.–№7.

Источник: http://method.nchtdm.by/v_pomow_pedagogu/

 

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам

Методические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам

 

Клецова О.А.,

зам.зав. учебно-методическим отделом

УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодёжи»

 

Создание программы объединения по интересам иногда представляется педагогу-практику затруднительным. Надеемся, что наш материал, в основу которого легли разработки республиканской научно-методической секции, материалы педагогов дополнительного образования Российской Федерации, поможет в этой деятельности и станет очередной ступенькой к вершинам педагогического мастерства.

  

Советы педагогу дополнительного образования детей и молодёжи

Приступая к разработке программы объединения по интересам, прежде всего, следует изучить нормативные правовые документы, научно-методическую, педагогическую литературу, в том числе статьи в специальных журналах и Интернете. Это делать необходимо постоянно, так как работа с новой информацией является важным средством собственного профессионального развития педагога, а параллельно будет разработан раздел программы «Литература и информационный ресурс».

Программа объединения по интересам в какой-то мере «заставляет» педагога осмыслить сущность своей деятельности, свою педагогическую позицию.

Программа объединения по интересам должна опираться на определенные научные принципы:

–     доступности в обучении и воспитании;

–     индивидуального подхода, научности;

–     систематичности и последовательности;

–     связи теории с практикой;

–     природосообразности;

–     культуросообразности.

 

Теория и практика создания программ диктует также определённое требование к их содержанию и оформлению. К ним относятся:

–         актуальность – соответствие требованиям заказчика (ребёнка, родителя, общества, государства) и учёт современных достижений в области образования, культуры, а также национальных традиций;

–         современные образовательные технологии, которые отражены в принципах, формах и методах организации образовательного процесса, методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения (оборудование, инструмент, материалы).

   

Содержание образовательных программ должно быть

направлено на:

–         создание условий для развития личности учащегося и её мотивации к познанию и творчеству;

–          создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

–         интеллектуальное, духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание;

–         взаимодействие педагога дополнительного образования детей и молодёжи с семьёй;

–         профилактику асоциального поведения и укрепления здоровья учащихся.

  

Структурные элементы программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание программы.

5. Ожидаемые результаты.

6. Формы и методы реализации программы.

7. Литература.

 

При работе над текстом программы рекомендуем составить аннотированную структуру программы объединения по интересам, которая может выглядеть следующим образом:

 

№ п/п

Раздел программы

Содержание

 

 

 

Титульный лист

Наименование учреждения; наименование программы; автор-составитель (ФИО, должность); кем утверждена; с кем согласована; возраст учащихся; срок реализации; название города; год разработки.

 

 

 

Пояснительная записка

Направленность программы; педагогические принципы; новизна и актуальность; возраст учащихся; сроки реализации; цель(и) – краткая, понятная, достижимая; задачи (в обучении, воспитании, развитии).

 

 

Учебно-тематический план

 

Разделы, темы, количество часов (общее, теория, практика).

 

 

Содержание программы

Краткое изложение содержания разделов, тем с указанием ключевых, теоретических понятий и видов практической деятельности.

 

 

 

Ожидаемые результаты

Результат обучения, воспитания, развития учащихся, конкретная краткая характеристика приобретенных знаний, умений, навыков (компетенций и личностных качеств) по истечении каждого года обучения.

 

 

 

Формы и методы реализации программы

Формы, методы, приёмы организации и проведения образовательного процесса; обеспечение программы методическими видами продукции; наглядный и дидактический материал; виды контроля и диагностики освоения программы и т.п.

 

 

Литературные и информационные источники

Литературные и информационные источники указываются в соответствии с требованиями стандарта. Можно предоставить список литературы отдельно для педагога, детей; репертуарный список и т.п.

  

Затруднения педагога при написании программы

1. Работа с понятийным аппаратом. Любая программа оперирует множеством понятий (собственных терминов), необходимых в образовательном процессе. Среди них необходимо выделить определённый круг ключевых понятий, без которых освоение предмета просто невозможно, но не стоит без необходимости «утяжелять» текст (особенно в пояснительной записке, методическом обеспечении). В процессе работы над программой следует постоянно следить за тем смыслом, который автор-составитель вкладывает в используемый термин. Если речь идёт о сугубо педагогических, психологических, философских понятиях – необходима работа с соответствующими специальными словарями, энциклопедиями.

2. Разработка пояснительной записки. В этом разделе трудности возникают при формулировании цели и задач программы. Цель формулируется в самом сжатом обобщённом виде. Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). Для формулировки цели используются существительные: создание, обеспечение, приобщение, развитие, формирование и т.п.

Цель может быть направлена на:

  • развитие учащихся в целом или определённых способностей;
  • формирование у каждого учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;
  • формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;
  • гармоничного художественно-эстетического, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития;
  • обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т.п.

Задача – это то, что требует разрешения, выполнения (С.И. Ожегов «Словарь русского языка»).

Задачи программы объединения – это пути, способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся.

Обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу.

Развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.

Воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.

Формировать задачи следует в одной грамматической форме, желательно – глагольной: способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, расширить, углубить, предоставить возможность, обеспечить, поддержать и т.д.

3. Для многих педагогов серьезной проблемой является написание текста программы. Не следует увлекаться излишней терминологией, экскурсами в историю предмета, критическими замечаниями и т.п. При оформлении раздела «учебно-тематический план» следует помнить, что программа – стратегический документ, рассчитанный не на один год; поэтому в этом разделе должны быть обозначены основные содержательные блоки (разделы, темы) и количество часов на их освоение. Не следует путать с учебно-воспитательным планом, который вносится в журнал и где конкретизируются темы, сроки на учебный год! Если первое представляет собой устоявшуюся схему с названием тем, разделов, количества часов (теория – практика), то второе – это краткое изложение того, что станет предметом изучения (аннотация темы, раздела). Разбивать тему (раздел) на огромное число мелких единиц не стоит (это предстоит сделать в плане объединения на учебный год). Содержательную часть программы следует структурировать таким образом, чтобы оно позволило раскрыть все ведущие теоретические идеи (теория) и ответы на них (практика).

В программу объединения по интересам включаются основные (наиболее важные для данного направления деятельности) формы воспитательной работы, а актуальные для конкретного учебного года мероприятия находят своё отражение снова же в плане учебно-воспитательной работы объединения по интересам на учебный год.

4. Система определения результативности освоения программы предполагает различные формы её выявления. Педагоги, как правило, предлагают несколько традиционных форм: открытые, итоговые занятия, тесты. Рекомендует расширить спектр форм: беседа, опрос, прослушивание, просмотр, выставка, концерт, конкурс, диагностика (диагностические игры), анкетирование, анализ освоения программы (раздела, темы), анализ участия в социально значимой деятельности объединения и т.п.

Формами фиксации результатов могут быть: награды (дипломы, грамоты), готовые работы учащихся, протоколы диагностики, аудио-, видеозаписи, фото, портфолио, аналитические материалы, статьи в СМИ и др.

Формы предъявления результатов: концерты, выставки, портфолио, итоговые занятия, защита проектов и творческих работ, демонстрация (моделей, готовых изделий) и др.

  

Ожидаемые результаты по годам обучения могут быть следующими:

Критерии

Ожидаемые результаты

 

1-ый год обучения

2-ой год обучения

3-ой год обучения

4-ой год обучения

Овладение основными знаниями, умениями и навыками.

Учащиеся используют элементарные знания и умения.

Спектр основных умений и навыков расширяется в учебной и творческой деятельности.

Ориентация на систему требований; самостоятельное использование знаний, умений, навыков.

Знания и умения переходят в стадию уверенного навыка, применяемого в практической деятельности.

Развитие художественных способностей средствами ведущей деятельности.

Имеют первоначальные навыки общения с произведениями искусства и культуры; имеют представление об основах художественного языка ведущей деятельности.

Выходят на уровень диалога в художественном произведении, имеют представления об особенностях художественного языка, могут анализировать.

Свободно владеют основными средствами передачи художественного образа, создания собственного художественного продукта.

Учащиеся свободно выражают себя средствами ведущей деятельности; хорошо развито наглядно-образное, ассоциативное мышлении, самостоятельно выбирают средства и способы создания художественного продукта.

Креативность.

Выполнение учебной работы с элементами собственного творчества.

Постепенное проявление навыков самостоятельности, изобретательности, фантазии при выполнении творческих заданий.

Учащиеся самостоятельно, в рамках заданной темы, сочиняют, исполняют, импровизируют; не ограничиваются в выборе художественных средств, способов воплощения собственных задумок. Способны доказать свой выбор, опираясь на личные чувства, ощущения, мысли.

Проявляют самостоятельность в творчестве, вкладывая собственный смысл в создаваемую творческую работу.

Отношение к миру и себе.

Эмоционально-положительное восприятие сверстников, педагогов, устанавливают контакт в группе, чаще по интересам, психологическим характеристикам; высокий уровень активности, самостоятельности.

Уровень самооценки складывается под влиянием успешности в ведущей деятельности, владеют правилами общения и умения работать в коллективе, микрогруппе, индивидуально.

Способны оценить себя, свои поступки и действия других; эмоционально-положительное восприятие отношений в коллективе, владеют навыками эмоциональной сферы, имеют устойчивый навык работы в коллективе.

Приобретают основные ценностно-смысловые и личностные ориентиры в окружающей действительности, обладают навыками общения со сверстниками и взрослыми, получают опыт управления своими эмоциями.

Мотивация.

Мотивация ещё неустойчивая, связана с интересом к определенному виду деятельности.

Наличие познавательного и социального мотива учения, чем более успешен учащийся, тем более увлечён он творческой деятельностью.

Ведущие признаки мотивации – интерес, удовлетворение, успешность, собственная «значимость», предпочтение «трудных» творческих заданий.

Предпочтение самостоятельных творческих заданий; ориентация на условие новых знаний, наличие мотива самообразования.

Сформированность гражданской сферы.

Проявляют навыки активной общественной и творческой позиции.

Осознают, что активная, деятельностная позиция приносит успех и признание всему коллективу и каждому учащемуся.

Ориентация на общечеловеческие ценности, активное участие в творческой жизни коллектива, реализация личных интересов, творческих способностей.

Активная творческая деятельность становится необходимой частью жизни.

Вопросы, которые чаще всего задают педагоги, приступая к разработке программы объединения по интересам.

  

На какие документы следует ориентироваться, приступая к созданию программы?

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  • Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.
  • Устав учреждения дополнительного образования детей и молодёжи.
  • Типовая программа объединения по интересам художественного (и иных) профиля.
  • Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2011-2015 годы.
  • Инструктивно-методические письма МО РБ по идеологической и воспитательной работе.

  

Это не значит, что педагог должен указать весь перечень документов, их надо знать и опираться на них при разработке программы.

  

Каков алгоритм создания программы?

  1. Изучение и анализ документов, специальной литературы и существенных программ по направлению деятельности.
  2. Разработка концепции программы.
  3. Разработка целей и задач.
  4. Разработка учебно-тематического плана.
  5. Работа над содержанием программы, текстом её структурных элементов.
  6. Коррекция, правка.
  7. Оформление программы в соответствии с требованиями.
  8. Рецензирование.
  9. Утверждение, согласование.

  

Что необходимо учитывать при разработке программы?

  • Следует учитывать особую роль и место дополнительного образования в системе образования Республики Беларусь.
  • Компенсировать отсутствующие в системе общего среднего образования образовательные области (предметы, виды, направления деятельности, интересующие учащихся).
  • Учитывать возрастные и психофизические особенности учащихся;
  • Учитывать интересы и потребности заказчиков (государства, общества, детей и родителей) на новые виды деятельности, нацеленные на допрофессиональную подготовку учащихся.

  

Что такое образовательно-методический комплекс (ОМК) и что в него входит?

  • ОМК – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса и обеспечивающих успех учащихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
  • ОМК включает: программу объединения как основной документ; учебно-методические пособия для педагога и учащихся (дидактические, справочные, информационные материалы на различных носителях, специальную литературу, планы-конспекты занятий и т.д.).
  • Материалы по диагностике личности и сформированности детского коллектива.
  • Памятки для детей и родителей.
  • Планы-сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики и т.п.

  

ОМК является важным средством совершенствования педагогического процесса, позволяет педагогу осуществлять свою деятельность системно, сокращает затраты ресурсов и времени, помогает педагогу повысить свою компетентность.

Включение в ОМК активных методов обучения, диагностических методик обеспечивают реализацию личностных интересов и потребностей учащихся, развивают самостоятельность, способствуют их творческой самореализации.

  

Что представляет собой программа, построенная по модульному принципу?

          В последнее время среди программ объединений по интересам, поступающих к нам по итогам конкурсов, стали встречаться программы, построенные по модульному принципу. Модуль (от лат. modulus – мера) – часть какой-либо системы, имеющая самостоятельную целостность. Принцип модульного построения программ пришёл из европейского высшего образования, где студент выбирает те модули, которые ему особенно нужны для образования и в той последовательности, которая диктуется его потребностями. Все модули должны быть методически и идеологически согласованы между собой.

         При проектировании модульных программ необходимо учитывать следующее:

  • каждый модуль имеет самостоятельную цель, которая достигается при его освоении (изучении);
  • модули должны быть построены на одном методическом основании; методические приёмы должны одинаково трактоваться и быть понятны всем участникам образовательного процесса;
  • модуль должен быть обеспечен ОМК, который при необходимости позволит учащимся самостоятельно освоить материал.

   

Рекомендации по рецензированию программы объединения по интересам

  1. Рецензия на программу (название программы).
  2. Педагог дополнительного образования (Ф.И.О.).
  3. Общая характеристика программы (профиль, направление деятельности объединения; возраст учащихся; сроки реализации; актуальность, новизна; наличие всех структурных элементов и т.д.).
  4. Характеристика содержания структурных элементов программы (краткое описание всех частей и их анализ). См. аннотированную структуру программы и приложения.
  5. Язык и стиль изложения (чёткость, ясность, логичность, доказательность).
  6. В какой степени содержание соответствует специфике дополнительного образования детей и молодёжи (стимулирует познавательную деятельность, стремление к саморазвитию и самообразованию, развивает коммуникативные умения и навыки, создает комфортную среду общения, способствует творческому развитию личности, развивает навыки самостоятельной деятельности, способствует профессиональному самоопределению).
  7. Дать оценку профессиональной компетентности педагога- составителя программы.
  8. Если есть приложения к программе – охарактеризовать содержание этих материалов.
  9. Сделать общий вывод и дать рекомендации по использованию программы.
  10. Оценка программы должна быть аргументированной, содержать рекомендации по совершенствованию, если отмечены недостатки.

  

Эти рекомендации позволят педагогу провести собственное рецензирование программы, её корректировку и подготовку к утверждению.

  

Литература

  1. Авдеева, Е.В. Учебно-методический комплекс как средство повышения качества дополнительного образования детей / Е.В. Авдеева // Методист. 2007. – №2.
  2. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительной образовательной программы / Л.Н. Буйлова // Бюллетень. 2001. №2.
  3. Дуганова, Л.П. Профессиональное совершенствование педагога в процессе создания образовательной программы / Л.П. Дуганова // Методист. 2005. №4.
  4. Симакова, Т.А. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе / Т.А. Симакова // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 12.
  5. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (художественный профиль).

Источник: http://method.nchtdm.by/v_pomow_pedagogu/